Образ Жизни

Как помочь ребенку познавать окружающий мир

Любая мама, ухаживающая за своим чадом, берет его на руки, смотрит в глаза, гладит по головке и ручкам, разговаривает, целует. Такими простыми, нежными действиями она стимулирует тактильные ощущения своего малыша.

Малыш растет, «находит» свои ручки и начинает пользоваться ими. С этого момента получение тактильных ощущений происходит через руки. Развитие тактильных ощущений способствует развитию речи, мышления, памяти, а также хорошо влияет на нервную систему – успокаивает малыша, в дальнейшем помогает научиться концентрировать внимание. Малыш составляет свое представление о свойствах предметов и материалов, расширяет кругозор.

КУСОЧКИ ТКАНИ

Дотрагивайтесь до ручек и ножек малыша различными по фактуре тканями (бархат, атлас, шелк, хлопок и т. д.).

Выкладывайте ребенка на различные по материалу поверхности – махровое полотенце, шелковый платок» фланелевая пеленка, вязаная кофта и т.п.

Когда малыш научится держать предметы в руках, дайте ему кусочки разных тканей.

МАМИНЫ УКРАШЕНИЯ

Почаще надевайте себе на шею яркие бусы, платки, шарфы или елочный дождик. Держа ребенка на руках, разрешайте ему трогать эти украшения.

Малыш сможет узнать о качествах и свойствах разнообразных предметов.

ХВАТАЕМ ПРЕДМЕТЫ

Побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. Важно, чтобы малыш как следует схватился за такой предмет. Затем учите малыша брать и отдавать предмет.

ОСВОБОДИ ПАЛЬЧИКИ

Намотайте слегка нитки на пальчики ребенка. Малыш будет пытаться освободиться от ниток, стараясь шевелить пальчиками отдельно.

Такие игры помогают развивать зрительно-моторную координацию, тактильные ощущения и мелкую моторику. Хорошо развитая мелкая моторика в будущем поможет вашему малышу овладеть связной речью.

ИГРУШКИ С НАПОЛНИТЕЛЯМИ, МЯЧИ, КАРАНДАШИ

К 8-9 месяцам предложите малышу маленькие мячики, не отточенные карандаши, а также игрушки с наполнителями. К таким игрушкам могут относиться и самодельные мешочки, наполненные крупой или мелкими шариками. В это время ребенок учится брать предметы не всей ладошкой, а кончиками пальцев, развивается так называемый пинцетный захват. Такие игрушки способствуют развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности.

ПОСЛЕ ГОДА

Учите ребенка различать противоположные материалы и поверхности, сравнивать их.

Дайте ребенку потрогать гладкую дощечку и наждачную бумагу. Обязательно употреблять слова «гладкий», «шершавый». Пройдитесь с ребенком по дому. Сначала дайте ему потрогать только гладкие поверхности, обращая его внимание на ощущениях от прикосновения к какому-либо предмету.

Интересно, что развитие тактильных ощущений способствует развитию речи, мышления, памяти, а также хорошо влияет на нервную систему.

Гуляя на улице, разрешайте малышу трогать песок, камни, листья, деревья, траву.

Дайте ребенку возможность пощупать, потрогать предметы, сделанные из разных материалов, – еловые ветки, мягкие игрушки, бумажные салфетки, металлическая посуда и т. п.

Научить малыша осознавать понятия «мягкий – твердый» можно на прогулке. Дайте ребенку небольшой камень. Пусть малыш потрогает его, подержит, бросит. Для сравнения предложите вашему маленькому исследователю мох или перышко. Приведите как можно больше примеров: мягкая подушка, мягкое одеяло, мягкое полотенце.

Ребенок старше полутора лет начинает понимать слова «горячий», «теплый», «холодный», а ближе к двум годам и сам употреблять их. Создавайте ситуации, в которых ребенок может сам испытать разные температурные ощущения. Например, наполните одну миску кубиками льда, а другую теплой водой. Дайте потрогать лед, а затем воду. Обязательно произносите слова «холодный», «теплый». Дотроньтесь до ручки ребенка любым холодным или теплым предметом (маленьким зеркальцем, бутылочкой с холодным соком или теплым чаем и т. п.). Спросите малыша, холодно или тепло?

Как видите, ничего сложного в этих повседневных играх-занятиях нет. Достаточно только вашей фантазии и внимания к малышу.